Если ты думаешь, что быть фотографом — это просто бегать с камерой и снимать красивых девушек или парней, то это видео (и статья) для тебя. Сегодня я расскажу о 14 правилах, которые должен знать каждый начинающий фотограф. Не для того, чтобы следовать им слепо. А чтобы понимать, как принимать грамотные решения во время съёмки.
Практически всё, о чём я расскажу — можно нарушать. Иногда я даже покажу, как именно. Но знать эти основы необходимо: они помогают быстрее и увереннее ориентироваться в кадре, свете и настройках камеры.
1. Правило третей
Это классика композиции. Кадр делится двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 частей. Самые важные элементы должны располагаться вдоль линий или на их пересечениях. Это делает изображение более сбалансированным и выразительным.
Да, это правило можно и нужно нарушать. Но оно — хороший ориентир. Особенно в начале пути, когда хочется ставить всё по центру.
2. Используй наименьшее ISO
Старайся использовать минимальное ISO, при котором кадр получится правильно экспонированным. Я не говорю всегда снимать на ISO 100, но чем ниже значение — тем чище картинка. Меньше цифрового шума, выше детализация.
3. Короткая выдержка — против шевеленки
Если ты снимаешь с рук, используй короткую выдержку. Минимум — 1, делённая на фокусное расстояние (например, для 50 мм — 1/50 сек). Если изображение всё равно смазывается — используй штатив. Даже самый простой штатив — лучше, чем дрожащие руки.
4. Снимай в RAW
JPEG — только если на карте памяти закончилось место или фото нужно отдать сразу после съёмки. Во всех остальных случаях — только RAW. Это даёт тебе гораздо больше возможностей на этапе обработки: баланс белого, экспозиция, цвет — всё можно менять без потери качества.
5. Баланс белого
Да, его можно выставить на постобработке. Но если сразу установить правильный баланс белого в камере, ты получаешь более точную визуализацию финального результата. Это помогает принимать более осознанные решения прямо во время съёмки.
6. Фокусировка по глазам
В портретной съёмке глаза должны быть в фокусе. Это одна из самых стабильных и универсальных рекомендаций. Именно глаза первыми привлекают внимание зрителя — даже если они находятся в углу кадра.
7. Используй направляющие линии
Композиционные линии — мощный инструмент. Они ведут взгляд зрителя к главному объекту. Это могут быть дороги, лестницы, заборы, перила — всё, что создаёт направление. Главное, чтобы это направление в кадре имело смысл и вело к чему-то.
8. Следи за фоном
Фон может испортить даже самый удачный портрет. Часто мы настолько сосредоточены на модели, что забываем проверить, что у неё за спиной. Яркий, контрастный или просто захламлённый фон отвлекает и разрушает образ. Лучше всего — простой, нейтральный фон, который подчёркивает объект, а не спорит с ним.
9. Заполняй кадр
Не оставляй слишком много пустого пространства вокруг. Чем плотнее ты компонуешь, тем больше фокус на главном. Это особенно актуально в портретах. Исключение — минималистичные кадры, где пространство становится частью идеи.
10. Снимай в золотой час
Самый мягкий и тёплый свет бывает примерно в течение часа после восхода солнца и за час до заката. Это идеальное время для портретов и пейзажей. Но и днём, при жёстком солнечном свете, можно снимать интересно — важно понимать, как работать с тенями и отражениями.
11. Дополнительные карты и батареи
Всегда бери запасные карты памяти и аккумуляторы. Особенно, если съёмка важная. Лучше взять больше, чем потом искать розетку. А ещё — используй оригинальные батареи. Они надёжнее и служат дольше. Дешёвые аналоги часто вздуваются или быстро теряют ёмкость.
12. Следи за гистограммой
Гистограмма — твой друг. Она покажет, нет ли пересветов или провалов в тенях. Особенно в сложных условиях освещения. Не всегда стоит доверять только экрану камеры — гистограмма объективнее.
13. Пробуй разные ракурсы
Не стой на месте. Один и тот же объект можно снять десятками способов. Меняй высоту, угол, расстояние. Особенно если ты снимаешь не в студии, где всё выставлено заранее, а в живых условиях.
14. Закон обратного квадрата
Если отодвинуть источник света в 2 раза дальше — освещённость объекта уменьшится в 4 раза. Это важно понимать при работе с искусственным светом. Особенно в портретной и предметной съёмке.
Заключение
Все эти правила — не догмы. Это рабочие инструменты, которые помогут тебе снимать осознанно и уверенно. Не бойся нарушать их, но сначала хорошо их выучи. Тогда ты сможешь отходить от них не случайно, а сознательно — ради идеи, стиля или эксперимента.
Если ты хочешь углубиться в основы фотографии, настройку камеры и композицию — у меня есть отдельные видео на эту тему. Подпишись, чтобы не пропустить.
Видео

Тебе НЕ НУЖНА новая камера, чтобы снимать лучше. Или НУЖНА?

Обзор Brightin Star 7.5 mm f/2.8 Fisheye

Fujifilm X-Half: Обзор камеры, которая не хочет быть серьезной

Как фотография заменила мне спорт, книги и медитацию

10 камер, изменивших цифровую фотографию навсегда!

Обзор Canon R8 — лучший полный кадр за свои деньги?

Обзор обновления Adobe Lightroom Июнь 2025

Обзор мануальных объективов TTArtisan 50 mm f1.2 и TTArtisan 35 mm f1.4

Хочешь понять, как улучшить свои снимки?

Для чего нужны разные режими съёмки

Обзор среднеформатной камеры Fujifilm GFX 100 II

Главный тренд фотографии в 2025 году

Съёмка в ручном режиме с AUTO ISO

Почему цифровые мыльницы снова стали популярны?
